На реализацию проекта выделен государственный грант - 250 млн. рублей

Подведены итоги конкурса в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы».
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского стал победителем в конкурсном отборе Министерства образования и науки Российской Федерации проектов, направленных на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок и получение результатов, необходимых для решения научно-технических (научно-технологических) проблем (задач) в рамках одного из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных Стратегией научно-технологического развития.
Ученые Университета Лобачевского выиграли конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета с проектом «Создание нейропилотируемого транспортного средства для маломобильной категории граждан (Нейромобиль)» в сумме 250 млн. рублей. Срок реализации проекта до 31.12.2019 года. Партнером по реализации проекта станет ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.

Потеря возможности самостоятельного передвижения, возникшая в результате ряда заболеваний, дорожно-транспортных происшествий, операций является одной из значимых медико-социальных проблем, и касается многих миллионов людей. По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, в сравнении со здоровыми людьми. Это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, такими как здравоохранение, образование, занятость и транспорт. Таким образом, среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, является формирования безбарьерной среды, реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
Первоочередным направлением, способным дать наибольший эффект и стимулировать интеграцию инвалидов в общественную и трудовую жизнь, является повышение мобильности инвалидов с использованием технических средств реабилитации (ТСР). В настоящее время класс ТСР инвалидов наиболее широко представлен инвалидными колясками (креслами-колясками). Подобные средства обеспечивают возможность передвижения в пределах тех или иных помещений: личные апартаменты, дом и другие объекты жилого характера, лечебные учреждения (больницы, санатории и др.), образовательные организации, а также другие предприятия сферы услуг и общего назначения. Однако их применение снимает проблему мобильности инвалидов лишь отчасти, поскольку перемещение за пределами зданий является затруднительным. Таким образом, интеграция маломобильных групп населения требует комплексного решения, предусматривающего возможность относительно длительных перемещений.
Решением проблемы может стать разработка специализированных ТСР для перемещения инвалида по улицам города и других длительных поездок (например, междугородних переездов и т.д.). В ходе выполнения проекта планируется разработка, с последующим выходом на серийное производство, нейропилотируемого электроприводного транспортного средства ? Нейромобиль. Разрабатываемое транспортное средство будет обладать уникальными научно-техническими решениями, обеспечивающими его конкурентоспособность. Основу двигательной системы составит техническое решение с использованием бестрасмиссионной платформы с интегрированными асинхронными мотор-колесами. Кроме того инновационные изменения произойдут в части управления ТС. В частности планируется разработка не имеющей аналогов системы активного ассистирования и нейроуправления, которая будет обеспечивать регистрацию мультимодальных сигналов головного мозга человека и формирование управляющих команд исполнительным механизмам специализированного транспортного средства. Кроме того, для увеличения эффективности пилота, она будет предусматривать регистрацию и обработку в режиме реального времени данных дорожной обстановки, выявление потенциально опасных (способных привести к аварии) маневров. Результаты детектирования будут представляться пилоту средствами дополненной реальности.